Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы психолога

Популяризация общественной морали, традиционных семейных ценностей и укрепление института семьи

   Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа должна оказать им профессиональную помощь. Задача школы – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Формирование семейных ценностей может осуществляться в учебном процессе и в рамках воспитательной работы классного руководителя.

   Результаты и эффективность воспитательной работы предопределяет целенаправленное и четкое планирование. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы воспитания учащихся и определить конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.

   При планировании воспитательной работы по формированию семейных  ценностей у школьников  учитывались:

- результаты воспитательной работы в школе, в классных коллективах и выводы, полученные в ходе анализа этой работы;

- воспитательные и организационно-педагогические задачи;

- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по формированию ценности семьи и  семейных ценностей;

- опыт школы;

- возможности и интересы родителей, общественности;

-воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

- традиционные праздники учебного года;

- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

- традиции школы;

- мероприятия, планируемые Управлением образования

- предложения администрации школы, совета школы, педагогов, учащихся, родителей;

-периодичность мероприятий по формированию семейных ценностей в общей системе воспитательной работы классного руководителя

   Для эффективной реализации системы воспитательной работы по формированию семейных ценностей у учащихся рекомендуется придерживаться следующих направлений:

   Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей.

   Диагностика ценностных ориентаций детей, подростков и их родителей.

   Проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий по основным направлениям формирования семейных ценностей.

 Организация лектория для родителей по вопросам формирования ценности семьи и семейных ценностей в рамках работы «Родительского университета».

  Проведение «круглого стола»  с участием всех субъектов педагогического процесса по проблематике семейных ценностей.

 Проведение совместных с родителями и учителями досугово-развлекательных мероприятий, основанных на традициях белорусской семьи.

   Участие в тематических конкурсах и проектах.

   Повышение квалификации классного руководителя по проблемам семьи и семейных ценностей традиционно осуществляется через педагогические советы, теоретические семинары, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. Огромную роль играет педагогическое самообразование. Самообразование осуществляется по следующим вопросам: «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания»; «Формирование семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»; «Семья и школа: проблемы и пути их решения»; «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей»; «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания» и т. д.

   При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В 5-6 классах идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека. Содержание воспитательной работы направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения.

   В 7-8 классах учащиеся обретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить в мире людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус. Родители становятся для ученика в этом возрасте менее авторитетными, чем сверстники. Появляется кризис взаимодействия поколений. Задача школы – формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе.

   В 9 классе происходит формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств гражданина своей Родины на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира. Большое внимание уделяется воспитанию семейной культуры. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновьем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи, взаимоотношений между полами.

  В 10-11 классах дается характеристика основных функций семьи, раскрываются правовые основы брачно-семейных отношений, особенности ролевой структуры и динамики семьи, культура семейного общения, хозяйственно-экономическая сфера семейной жизни, семейный бюджет и эстетика быта, анализируются причины и последствия нарушения семейных отношений. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СЕМЬИ, ДЛЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ.

    Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

     Традиционные ценности: что к ним относится

— Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.

— Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.

— Культивирование и воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.

— Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.

В основе ценностей современного общества по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

 

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев:

— Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.

— Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.

— Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.

   Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.

    Любовь: это главная семейная ценность. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

    Доверие: важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями вы должны делиться со своими родными. Доверие сложно купить за какие-то деньги, его можно только заслужить, и часто на это уходят многие года.

   Доброта: это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

    Верность: еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны. Это качество формирует в человеке с раннего детства такие качества, как верность своему слову, делу, преданность в дружбе.

    Взаимопонимание: важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления своей второй половинки и детей. Чувствуя поддержку, человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов.

    Уважение: оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей.

     Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой
  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото или мафия, партия в шахматы.
  • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.
  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках.
  • Совместные путешествия.

     В последние несколько лет к процессу воспитания семейных традиций подключились и образовательные учреждения.

   В детских садах проводятся:общие субботы для родителей и детей, совместный досуг и т.д.

   В школах для старшеклассников ввели факультатив по психологии, который ведет профессиональный психолог. На них обсуждают актуальные вопросы, касающиеся отношений полов, часто разбирают спорные ситуации.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ?

   Они формируют у маленького человека понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.

   Родителям же стоит особое внимание обратить на свое поведение, поступки, манеру общения. Потому что именно они представляют для ребенка «живой» пример взаимоотношений внутри союза.

    СОХРАНЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ НАШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

    Создание семьи и воспитание ценностей – тяжелая задача. Она требует большой самоотдачи и кропотливого многолетнего труда. Именно в браке закладываются такие качества, как верность своим идеалам, друзьям и родственникам, преданность своему отечеству, любовь и вера, доброта и щедрость, ответственность и взаимопомощь, уважительное отношение не только к старшим, но и ко всем окружающим. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.

«Кризисная» комната – шаг к безопасности

Как уберечь ребенка от рокового шага?

19.11.2019

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! раскрыть » / « свернуть
19.11.2019

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. раскрыть » / « свернуть
19.11.2019

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта

Яндекс.Метрика