Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Воспоминания Романенко Ф.И. о истории школы

ВОСПОМИНАНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ВЕРЕМЕЙСКОЙ ШКОЛЫ

учителя, бывшего деректора школы, персонального пенсионера, ветерана Великой Отечественной войны и труда, члена КПСС с 1944 года Романенко Фомы Ивановича

Я прожил большую жизнь, и история нашей Веремейской школы с 1916 года и по сей день, 1988 год, прошла на моих глазах. Все мои 72 года жизни были связаны с ее жизнью. Ее биография – моя биография.

Я родился в д. Веремейки, Чериковского района в 1916 году, учился в ней в 20-е годы, когда она была трех классов, потом в 1936 году стал работать учителем русского языка и литературы, когда она стала семилетней. Потом с 1946 года по 1948 год работал директором, завучем, учителем, когда она стала уже средней. Много лет возглавлял ее партийное руководство, был секретарем партийной организации. Поэтому вся ее история за 72 года мне хорошо известна.

История нашей школы уходит в далекое прошлое. Первое ее здание размером 15х12 метров стояло напротив церкви на противоположной стороне центральной улицы. В нем было две классные комнаты, квартира для учителя и маленький коридорчик-раздевалка.

Со слов старожилов Тимошенко Афанасия и Романенко Ивана 1860 года рождения я узнал, что здание школы строилось вместе с церковью (а это им рассказали их отцы),  а точного года никто не мог назвать. Она строилась как церковно-приходская трехлетняя. До революции 1917 года в ней работал один учитель, которого крестьяне кормили по очереди. Количество учащихся было 25-30 человек.

Когда совершилась октябрьская социалистическая революция 1917 года, учителем стал работать Максим Трофимович Трофимов, житель Веремеек, сын многодетного крестьянина Степаненко Трофима, каким-то образом выбившегося в люди. В 1923году он стал и моим первым учителем. Он был добрым человеком, желал нам счастья, требовательным учителем. Иногда за невыученный урок и наши проказы оставлял нас после обеда. Это была его крайняя мера наказания. Для меня он был во всем образцом. И уже тогда у меня появилась мечта стать учителем. И ее я осуществил, и не ошибся. И так сложилась моя судьба, что в 1930 году  мне пришлось с ним вместе поработать год в нашей школе, когда после окончания трех курсов педуниверситета приехал преподавателем русского языка и литературы. Он был очень тронут, когда я рассказал ему о своей мечте детства. В этом же году его и не стало.

В 1926 году наша школа стала четырехклассной. До этого четвертый класс был в Белицкой школе, и только немногие ходили туда из Веремеек. Теперь уже в школе стало работать два учителя – жена Трофимова Александра Петровна.

Первый выпуск учащихся четвертого класса был в 1927 году. В нем был и я. Всего в школе обучалось 45 человек. В четвертом классе – одиннадцать человек. Помню хорошо, что экзамены в 4 классе были открытыми. Вечером наш учитель обошел всех наших родителей и пригласил присутствовать на экзаменах. У каждого из нас кто-то присутствовал. От нашей семьи присутствовали брат и сестра. Это было для всех невероятным и интересным. Экзамены принимали наш учитель и инспектор, он же был и заведующим отделом народного образования Чериковского района товарищ Шилович. Экзамены проводились только устные по арифметике и языку в один день.

Первым шел экзамен по арифметике. Были поставлены две классные доски. Вызванным двоим ученикам инспектор указывал номер одной задачи и номера для решения на доске. Если кто из вызванных не мог решить, предлагалось выйти к доске желающему ученику и решить, дать объяснение. Они освобождались от вызова к доске и получали хорошую отметку. Такими выручателями было нас трое: Степаненко Василий, Добчинский Василий и я. После получасового перерыва начинались экзамены по русскому языку. Вызывали к доске по одному. Ученик писал небольшое предложение, объяснял то, о чем спрашивали. Потом предлагали почитать отрывок незнакомого текста. После этого он читал наизусть выразительно стихотворение, которое сам пожелает.

Я думаю, что такие открытые экзамены играли положительную роль, имели свой смысл.

В 1933 году наша школа стала семилетней развивающейся. Директором был назначен Калугин, а в 1935 году его сменил Судиловский Ф.И., ныне работает в Киевском пединституте, доцент. Завучем был Морозов И.А. из деревни Норки. В 1936 году прибыл и я преподавателем русского языка и литературы по просьбе директора Судиловского Ф.И., взяв академический отпуск из третьего курса Могилевского пединститута по семейным обстоятельствам.

В школе уже обучалось 250 человек. Классы размещались в основном в двух помещениях, когда-то принадлежавших попу, и одном – дьякону, недалеко от церкви. В школе было одиннадцать классов-комплектов: начальных 5 классов, 5-7 – 6 классов. Работала и вечерняя школа для сельской молодежи, два класса – 5-й и 6-й, где обучалось 40 человек.

Нужно отметить, что в коллективе учителей никого не было с высшим образованием, включая директора и завуча. Никто не учился и заочно. Все они были выпускниками Могилевского и Мстиславльского педтехникумов и Чериковских шестимесячных педкурсов. Только двое нам имели незаконченное высшее и являлись  отпускниками пединститутов: я и Цымбаревич В.И. – учитель математики.

В 1940 году я закончил институт очного отделения, а директор и завуч закончили заочно. Коллектив был слаженный, работоспособный, энергичный, все были молоды в возрасте 18-24 года. Вся массовополитическая работа в сельском совете проводилась только учителями. Из коммунистов был только один директор, еще только вступивший в члены ВКПБ. Было четыре комсомольца.

Вот члены нашего педколлектива 30-х довоенных лет:

  1. Судиловский Федор Иванович – директор, преподаватель истории;
  2. Морозов Иван Афонасович – завуч, преподаватель химии, биолонии, немецкого языка.
  3. Романенко Фома Иванович – преподаватель русского языка и литературы;
  4. Цымбаревич Виталий Игнатьевич –математик;
  5. Рысина Раиса Яковлевна – белорусский язык и литература;
  6. Осмоловский Аркадь – арифметика, рисование;
  7. Радковский Яков Максимович – география, начальные классы;
  8. Матиясиевич Галина Васильевна – начальные классы;
  9. Марутко Ксения Похомовна – начальные классы;
  10.  Малярова Анфиса Кирилловна – начальные классы;
  11.  Карнющенко Нина – начальные классы;
  12.  Грищенков Роман Герасимович – физкультура;
  13.  Улазовский – трудовое воспитание, зав. мастерскими;
  14.  Шах Мария – пионервожатая;
  15.  Михневич М.
  16.  Кветный
  17.  Моркачев
  18.  Лоханский

Секретарем комсомольской организации был завуч Морозов И.А.

В 1939 году наша школа стала развивающейся средней. Было открыто два 8-х класса. Чтобы расширить учебную площадь, было перевезено  помещение здания из Юдовки на четыре классных комнаты. В этом проявил большую инициативу председатель сельского совета Долянков Захар.

Вышеуказанный педагогический коллектив оставался полностью до начала Отечественной войны  1941 года за исключением двоих. В 1940 году ушли на службу в Красную Армию директор школы Судиловский Ф.И. и я. Взамен нас были присланы директором Брожен, а преподавателем русского языка и литературы Михневич Михаил.

В 1941 году, когда началась война, школа сделала выпуск только 9-го класса. Некоторые ученики (Ковалев Адам, Невинский Николай и др.) ушли добровольцами на фронт, а остальные остались на оккупированной территории. О них рассказано на стендах школьного музея и в моей записи на магнитофонной ленте, посвященной их памяти к 40-летию Победы.

Остались на оккупированной территории и все учителя школы. Каждый из них внес свою лепту в разгром врага. Никто из них не посрамил чести учителя перед лицом своих учеников и односельчан.

Когда Советская Армия осенью 1943 года освободила территорию Чериковского района и Веремейский сельский совет, мужчины ушли на фронт, а женщины взялись за организацию школьного дела. Ими некоторое время руководил Морозов И. (который вскоре тоже ушел на фронт и погиб). Все школьные помещения сгорели в пламени войны. Женщины собирали детей в уцелевшие избы колхозников (которых оставалось около десятка на всю деревню), и там начинали учебу. Ребята сидели, где кто мог. Потом начали сносить различные столы, оставленные воинскими частями, скамейки и прочее, чтобы можно было сидеть и писать.

В мае 1946 года я был демобилизован из Группы оккупационных войск Германии по статье «Специалистов народного хозяйства» и прибыл в Веремейки. Сразу же Могилевское ОБЛАНО меня направило в свою довоенную школу завучем, а через год назначили директором. Это были самые трудные годы работы школы. Да и школой вряд ли ее можно было назвать. Не было ни одного школьного помещения, ни одной парты, стола, учебников. Меня к этому еще избрали и секретарем территориальной парторганизации при Веремейском сельском совете, куда входило пять колхозов, которые нужно было тоже восстанавливать заново. Ни в одном колхозе не было общественных построек, скота, люди жили в землянках. Осенью 1946 года я, как секретарь парторганизации, докладывал на бюро Чериковского райкома партии о состоянии школьного дела и колхозов. Там прямо мне ответили, что такое же состояние во всех школах и колхозах района, да я и сам это видел и понимал. Бюро райкома партии обязало меня, председателя сельского совета, председателей колхозов мобилизовать прибывших фронтовиков, всех жителей на восстановление всего разрушенного войной и уже в 1948 году открыть в Веремейской школе 8-е классы. До этого работали только 1-7 классы.

Став директором школы, я собрал на попелище бывшей школы всех фронтовиков сельского совета. А у каждого были дети. Их собралось больше сотни. Я доложил о решении бюро райкома партии и изложил свои соображения по части строительства школы методом народной стройки. Иного выхода я не видел. И я не ожидал, что меня так искренне поймут и поддержат все родители начать народную стройку, чтобы их дети могли нормально учиться. Здесь они приняли решение, чтобы каждый мужчина отработал на стройке семь дней, а если потребуется, то и больше. Возглавит стройку поручили мне как директору. Вызывать на стройку по мере поступления лесоматериала, вызванным являться беспрекословно со своим инструментом. Такое решение  родителей меня еще больше воодушевило. Никаких смет, никаких протоколов не было, все лежало на моей совести.

К тому же мне несколько повезло. Управление белорусской железной дороги только закончило восстановление связи на участке Чаусы-Кричев. У них оставался штабель столбов, который собирались увезти на участок под Оршу. Узнав об этом, я немедленно написал  просьбу в управление Белорусской железной дороги в Минск, чтобы они передали этот материал Веремейской школе, объяснив, что на месте школы пока одно попелище, средств в районе нет, детей надо учить и т.д. Через 3-4 дня мне прибыло разрешение, передать Веремейской школе оставшийся лесоматериал. Силами учителей и учащихся мы немедленно перетащили на плечах около ста столбов на школьный двор, и родители начали возводить сруб. Вручную пилили, драли дор для крыши и прочее.

За год здание было готово и приступили к строительству второго. К этому перевезли из Белицы помещение, составленное со щитов солдатами в период войны для штаба командующего Белорусского фронта Рокосовского, как запасное. На две комнаты. Отремонтировали случайно уцелевшее от войны здание сельского совета, переданное решением райисполкома школе, и в 1948 году я уже докладывал на бюро райкома партии, что школа уже имеет 10 классных комнат и будет открывать два восьмых класса. Школа будет работать в две смены с количеством учащихся 480 человек. А через год в 1949 году было завершено строительство еще одного помещения для 9 класса. И все это сделано за два года силами родителей без помощи государственных средств.  Только израсходовал своих две зарплаты на приобретение оконного стекла и гвоздей. Это покупал на рынке в Могилеве у спекулянтов. В магазинах этого не было.

О своем опыте я выступал на собраниях актива в районе, на собрании директоров в области. Мой метод подхватили многие руководители школ области.

В 1950-51 учебном году состоялся первый выпуск учащихся 10 класса за всю историю Веремейской средней школы. От него и начался отсчет выпусков за курс средней школы. Мне выпала честь быть первым директором этого исторического выпуска. Завучем был Игнатенко П.Н., тоже фронтовик, член КПСС.

Выпуск был небольшой, 16 человек. Но все учились хорошо,  и все потом поступили в высшие учебные заведения. Шесть мальчиков стали инженерами, один – юристом, трое – офицерами, одна девочка – горным шахтером, пять девочек – педагогами. В  эти годы в школе уже обучалось 500-540 учащихся. Прибыло много детей в старшие классы из смежных районов: Чаусского, Кричевского и Мстиславльского. Трудно было с оборудованием и кадрами. В школе был свой столяр. Он начал изготовлять лыжи, парты и прочее. Вопрос с кадрами мне помог решить заведующий ОБЛАНО товарищ Старичонок, с которым нас связывала давнишняя дружба.

В школе стало три коммуниста, все фронтовики, и мы чувствовали всю ответственность за состояние дел в школе. Трудности начали отступать.

После меня пошла цепочка директоров школы: Буцанец А.С., Халаев А.М., Новикова В.Б., Дубовик Э.И., Хомченко Д.П. Каждый из них старался работать: поддерживал установившиеся традиции педколлектива, и школа неплохо справлялась с поставленными задачами. С 1951 по 1974 годы школа воспитала 12 медалистов. Несколько лет добивалась полной успеваемости. Положительно то, что в школе не было текучести кадров учителей. Они врастали с корнями в жизнь школы, приходили молодыми и здесь  же уходили на пенсию. А что очень важно. В школе было много замечательных педагогов. Учительница математики Рябцева Н.М. – тактичная, хорошо знала свой предмет и методику, давала прочные знания учащимся. Она ушла из жизни.

Игнатьева З.Ф. – учительница русского языка и литературы справедливая, трудолюбивая, вся отдавалась школьному делу.

Новикова В.Б., я сказал бы, что она родилась быть педагогом. Она была директором школы, завучем, организатором внеклассной и внешкольной работы, учительницей и всегда от нее передавалась какая-то доброжелательность. Методически грамотная, требовательная к себе и учащимся, дает прочные знания по своему предмету (белорусский язык и литература). Она на пенсии, но продолжает работать в школе, потому что с иной жизнью она не согласна. Она награждена Ленинской юбилейной медалью «За доблестный труд», медалью «Ветеран труда», многими грамотами ОБЛОНО и РАЙОНО, присвоено звание учитель-методист, присвоено звание отличник народного образования.

 Безотказная в работе учительница математики Федорович Л.К., никогда не слышал от нее, что ей тяжело, даже тогда, когда в ее классе было много трудновоспитуемых ребят. В 1987 году она награждена Грамотой ЦК КПСС, Совета Министров, ЦК ВЛКСМ и ЦК профсоюзовсоюзов СССР за доблестный труд по воспитанию молодежи. Она пользуется большим авторитетом среди населения и учащихся.

Учительнице начальных классов Новиковой Л.Л. присвоено звание «Заслуженной учительницы школ БССР». Она уже ушла из жизни.

Партия и правительство щедро отметили и мной многолетний труд (43 года в школе), наградив меня тремя боевыми орденами и 12-ю медалями, в том числе и ленинской юбилейной «За доблестный труд», грамотами обкома партии и облисполкома, райкома партии и райисполкома, ОБЛОНО и РАЙОНО.

За 50-е и 60-е годы мною опубликовано 10 статей в «Настаўніцкай газеце» и две в журнале «Народная асвета» - «Уроки внеклассного чтения по русской литературе в 5-6-х классах по ленинской тематике» и «Творческие работы на уроках русского языка в 5-х классах». В них я делился своим опытом работы, работой коллектива школы, пионерской и комсомольской организаций.

По просьбе директора районного музея часть этих статей передано туда для организации методического уголка школ района.

В знаменательный юбилей – 70 – летия октября и моего 70-летия удостоен персональной пенсии.

Хорошими учителями зарекомендовали себя Ковалькова (Степаненко) В.Е., Цымбаревич В.И., Подлужная Г.А., Беркова Ц.Е., Чигринов В.В., Молярова А.К. и другие.

Вот полный список учителей 50-х, 60-х и 70-х годов нашей школы:

  1. Игнатенко П.Н.
  2. Максименко К.Ф.
  3. Цымбаревич В.И.
  4. Рябцева Н.М.
  5. Рябцев П.А.
  6. Алексеев И.П.
  7. Вилийкас
  8. Подлужная Г.А.
  9. Новикова В.Б.
  10.  Игнатьева З.Ф.
  11. Пуденков М.Ф.
  12. Пуденкова Т
  13. Марченко И.К.
  14. Рябцев К.Ф.
  15. Беркова Ц.Е.
  16. Демененко В.Ф.
  17. Буцанец Л.М.
  18. Чигринов В.В.
  19.  Поляков А.И.
  20. Полякова А.В.
  21. Гузняков А.И.
  22.  Гузнякова Е.И.
  23.  Ковалькова В.Е.
  24. Федорович Л.К.
  25. Герасимов В.Н.
  26. Матиясевич Г.В.
  27. Новикова Л.Л.
  28. Козарезава Н.И.
  29. Свириденко А.А.
  30. Кондратенко С.П.
  31. Терехина А.
  32. Хомченко З.Н.
  33. Дубовик С.А.
  34. Игнатенко К.Г.
  35. Фундоренко И.А.
  36. Фундаренко М.В.
  37. Халаева Д.А.
  38. Смоляков Н.И.
  39. Остакович В.
  40. Молярова А.К.
  41. Савицкий И.И.
  42. Архангельская А.Д.
  43. Моисеенко Зоя
  44. Соловьев
  45.  Лукашенко В.Ф.

Из них 13 человек уже ушли из жизни.

 

Пионерважатые:

  1. Сидоренко М.Ф.
  2. Консаренко
  3. Зеленкова В.Т.
  4. Евдакимова Ира
  5. Савицкая Л.И.

Директора школы

  1. Романенко Фома Иванович
  2. Буцанец Андрей Семенович
  3. Халаев Александр Михеевич
  4. Новикова Валентина Борисовна
  5. Дубовик Эдуард Иосифович
  6. Хомченко Дмитрий Петрович

В 1987-1988 учебном году школа обрела новое дыхание. Весь учительский коллектив обновился молодыми кадрами, в том числе и руководство: директор, завуч, организатор внеклассной и внешкольной работы. Из большого прежнего коллектива только трое продолжают работать: Новикова В.Б., Степененко В.Е., Федорович Л.К.

Новые учителя будут направлять свою молодую энергию на перестройку школы в новых условиях. Сейчас в школе созданы все условия для хорошей работы. В 1975 году  школа получила добротное трехэтажное здание, новое оборудование, хорошие кабинеты, залы, столовую и прочее. Учительские кадры соответствуют своему образованию и назначению. Остается только одно молодым – желание хорошо работать, а это зависит только от каждого. Нужно помнить: «Огонь загорается от огня».

В школе имеется первичная партийная организация, которая состоит из 7 человек, из них три пенсионера. Ее работу возглавляет директор Норковской начальной школы Матвеева Тамара Макаровна. Сегодня в школе обучается 240 человек.

Завидую вашей молодости!

Прошу Вас, кто проработает дольше всех в нашей школе после 1988 года, пусть найдет в себе силы и продолжит мою запись по истории нашей Веремейской школы.

20.02.1988 года                                                                               Ф.И. Романенко

Разделы сайта

Яндекс.Метрика